Календарь
«  Сентябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 83
__________________
Graffiti Decorations(R) Studio (TM) Site Promoter
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2010 » Сентябрь » 24 » ТАБАСАРАНЦЫ
09:23
ТАБАСАРАНЦЫ
Материалов пока нет, сайт ещё на разроботке.
Просмотров: 2032 | Добавил: MaximRadschabov | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 231 2 3 »
23 Къазихан  
0
Как ты богат, язык моей матери...

О СОВРЕМЕННОМ ПОЛОЖЕНИИ ТАБАСАРАНСКОГО ЯЗЫКА

Величайшее богатство народа - его язык! С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Чистый слух ребёнка уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Сказки, песни, прибаутки - это и есть наш язык.
Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно распускающийся, цвет его духовной жизни, начинающийся далеко за границами истории. Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое, историческое целое.
Табасаранский язык бесконечно богат и продолжает развиваться. Другое дело, что ему нужна помощь. Его надо охранять и не засорять. Табасаранский язык - это основа и живая плоть, которая создавалась многими поколениями людей. Если нет языка, то нет и нации народа.
В языке одухотворяется вся наша история, народная мудрость, героические подвиги народа. Основа постижения родной культуры - прежде всего родной язык. Через него идёт приобщение к национально - культурным ценностям народа, его нравственности, определяющие поведенческие нормы и стереотипы взаимоотношения людей в условиях многонациональности Дагестана.
В целях повышения эффективности внедряются новые формы и методы преподавания. Активно и систематически занимаются усовершенствованием преподавания родного языка и литературы, ищут возможности воздействовать на традиционный процесс обучения, творчески развивая методики преподавания родного языка и литературы.
Урок - путешествие помогает учащим расширить познания в географии Дагестана, найти свои исторические корни. Здесь я пользуюсь картой Дагестана, на которой разграничены районы и обозначены населенные пункты, где проживают табасаранцы и известные поэты Дагестана 18-19 вв.

Как ты богат, язык моей матери...
Газета "Красный Табасаран" на латинской графической основе

В последнее время не выпускается методическая литература, таблицы, словари родного языка, дидактический материал, наглядность. Эстетическое оформление кабинета повышает интерес к родному языку, ученики с радостью приходят в кабинет, часто интересуются новой художественной литературой, просят прочитать.
Ведь в школьных библиотеках не часто встретишь новую художественную литературу на родном языке. Очень эффективной формой обучения являются интегрированные уроки, чаще всего уроки дагестанской литературы и истории Дагестана. Большой интерес у учащихся вызывают нетрадиционные уроки.
Их надо проводить с целью привития любви и интереса к табасаранской прозе и поэзии. Вот некоторые методы. Урок - инсценировка пробуждает интерес к предмету, выявляет творческие способности учащихся. Самым важным в работе учителя родного языка считают подход самого учителя к предмету.
Главным считают живую речь учителя. Большое внимание надо уделять урокам внеклассного чтения по предмету, благодаря чему наши ученики стараются принять активное участие на уроках и внеклассных мероприятиях на родном языке. При изучении родной литературы надо требовать, чтобы ученики разговаривали на литературном языке - это у нас больной и трудный вопрос, потому что дети используют местный диалект. Хотите правильно говорить по табасарански? Надо читать побольше хороших книг, классику, следить за своей речью.
Полезно пользоваться словарями табасаранского языка. Мы должны любить свой родной язык и хорошо его знать. Без языка народ не может жить. Родной язык должен быть главной основой образованности.
У каждого языка своя неповторимая прелесть народного пафоса, юмора, философии, исторической, духовной и этической культуры, фонетики, речевых оборотов. Язык считается живым, пока на нем говорят люди. Когда исчезает язык, исчезает и народ.

Умгьанат Сулейманова, Представитель Франции в Табасаранском районе

22 Къазихан  
0
Комментарии
+3 #1 nichras bay 25.05.2018 14:00
Ни один враг не миновал Табасаран. Поэтому, этот прекрасный край и стратегическое расположение табасаранской земли всегда был ареной ожесточённых боёв с завоевателями приходящими с юга. Следовательно, крепость неоднократно разрушался и перестраивался.
Что касается так называемых азербайджанцев. Почему-то никто не говорить об этногенезе(прои схождении) дагестанских азербайджанцев. Может на этот вопрос наложили табу(запрет). Так вот, до 1936 года никакой нации под названием азербайджанцы не было, их придумал Сталин. В табасаранском языке нет слова "азербайджанцы" . Мы их обозначаем словом КЪЯЖАР, по названию одного из иранских тюркоязычных племён,представ ителем которого был, довольно известный палач народов Кавказа 18 века Надир-шах, которого, в одном из боёв в Табасаране едва не продырявили голову пулей. И мне не понять тех недалёких табасаранцев,ос обенно некоторых хучнинцев которые родному языку предпочитают, язык наших исторических врагов - къяжаров.

21 Къазихан  
0
Огромное влияние на смену табасаранского языка тюркским оказали сефевиды. С конца XV в. «этнотерритория табасаранцев, – пишет проф. А.Р. Магомедов, – начинает сокращаться за счет равнины и предгорий», куда стали заселять тюркоязычные племена.

Вытеснение табасаранского языка азербайджанским в с. Хучни продолжалось в XVII-XIX вв. В ходе длительного соприкосновения двух этнических общностей, как правило, происходит утрата родного языка и замена другим. Например, среди табасаран, владевших к началу XIX в. азербайджанским языком, в 60-х годах прошлого столетия влияние последнего усиливается. Среди жителей части Табасарана происходит процесс вытеснения табасаранского языка азербайджанским, тогда как у другой части табасаран, территориально более удаленных от азербайджанцев, азербайджанский язык знала лишь часть мужского населения. О смене табасаранского языка азербайджанским лингвист А.Дирр писал: «На востоке табасаранцы граничат с азербайджанскими татарами. Весьма возможно, что часть этих последних не что иное как отатарившиеся табасаранцы; во всяком случае сами табасаранцы говорят, что их язык распространялся раньше далее к востоку».

Причины распространения азербайджанского языка в сел.Хучни и др. аулах, как выше отмечено, следует объяснить также тесными экономическими и культурными связями жителей Табасарана с азербайджанцами, с г. Дербентом. Многие из коренных табасаран находились в брачно-семейных отношениях с азербайджанцами.

Представители табасаранского народа были знакомы с культурой, особенно фольклором азербайджанского народа.

Во многих аулах, в том числе и в сел. Хучни, правители – беки владели азербайджанским языком или были азербайджанцами. Поэтому население старалось усвоить язык своих правителей, а также подражать им.

(Продолжение следует)

1 88

20 Къазихан  
0
Арабские завоевания способствовали дальнейшему смешению коренного населения с пришлым. В Табасаране обосновались двенадцать групп (фырка). Двенадцать племён (та’ифе) были приведены из Ирака, Азербайджана, Аравии, Хумиса, Шама, Мусыла и поселены сюда на жительство.

В VIII в. халифы из династии Аббасидов сменили местного табасаранского правителя и взамен назначили угодного им правителя – Магомед Масума и при нём двух кадиев. В известных исторических хрониках «Тарихи Дагестан» Мухаммада Рафи, «Дербенд-намэ» Мухаммада Аваби Акташи, в трудах «Гюлистан и Ирам» А.-К.А.Бакиханова, «Асари-Дагестан» Г.-Э.Алкадари говорится о назначении правителем Табасарана потомка пророка Мухаммед-маасума.

Во всех местных преданиях происхождение титула «майсум» связывается с деятельностью Абу Муслима. Историческая литература отрицает пребывание в Дагестане, в том числе и Табасаране, арабского полководца Абумуслима, с именем которого связывают распространение ислама среди дагестанского населения. В действительности, завоевание Дагестана и принятие ислама табасаранами связано с именем арабского полководца Масламы. Под именем же Абу Муслима, полагают, был известен арабский миссионер XI-XII вв.

Процесс возникновения феодальной верхушки в дагестанских владениях, в отдельных селениях описан в хронике «История Абумуслима». Здесь же говорится о том, что потомки Абу Муслима обосновались в Табасаране, конкретно, в Хучни.

В X-XIV вв. в Дагестане протекал интенсивный процесс образования крупных населенных пунктов. По некоторым преданиям жителей села, на территории современного Хучни располагался средневековый город, который подвергался разрушениям многочисленных завоевателей. Об этом свидетельствуют кладбища в сел. Хучни и его окрестностях. Проф. А.Н.Генко пишет: «Хучни замечательно обилием древних кладбищ с многочисленными арабскими надгробными надписями; следы древнейшего из кладбищ находятся в непосредственном соседстве с «едди кардаш каласы», причем надгробные плиты торчат из-под корней толстых деревьев довольно густого и немолодого уже леса».

В 20-25 м. к востоку от Хучнинской крепости находится поселение, на поверхности которого виднеются остатки строений и встречается ранне средневековая керамика.

Изложенный материал позволяет заключить, что на территории современного сел. Хучни в X-XV вв. располагался средневековый город. На окраине села при строительных работах обнаружился культурный слой толщиной 0,5-0,8 м. Здесь выявлены остатки строений и тандыра, украшенного резным геометрическим орнаментом, собрана керамика.

В XI-XII вв. табасаранский язык был достаточно распространенным во всех селениях Табасарана, в том числе и в сел. Хучни и даже в Дербенте. Об этом пишет Абу Хамид ал- Гарнати, посетивший Дербент в 1131 г. По его данным, эмир Дербента говорил на табаланском (табасаранском – М.Г.) языке. Это даёт основание полагать, что язык жителей сел. Хучни в древности и в раннем средневековье был коренной табасаранский, который сменился тюркским в результате многочисленных нашествий тюркских народов.

С VI в. н.э. в течение многих столетий тюрки продвигались отдельными племенами или группами племен и на восток, и главным образом на запад, захватывая сравнительно небольшие государства, где сажали свои династии и вводили свои дружины, сначала грабя местное население, а потом легко ассимилируясь с ним.

Поскольку все тюркские диалекты были близки друг другу, тюркский превратился в своего рода lingua franca для всей Центральной и Средней Азии, части Поволжья, восточного Закавказья, а затем и Малой Азии. Постепенно тюркские говоры вытеснили более древние языки сохранившегося местного населения (хорезмский, согдийский, ареческий, агванский и т.д.)

На тюркизацию коренного населения сел. Хучни огромное влияние оказали нашествия тюрок-сельджуков и монголо-татар. На этот процесс повлияли также торгово-экономические связи жителей Хучни с Дербентом и другими тюркоязычными жителями.

Проникновение тюрок и оседание тюркского элемента в некоторых селах Табасарана имело место и до X в., но в XI-XII вв. этот процесс усиливается. В XV в. тюркизация части территории Табасарана, в том числе населения Хучни, была уже совершившимся фактом. Следует подчеркнуть, что на данный процесс значительное влияние оказали походы тюрок-сельджуков. До второй половины XII в. Дербент находился в зависимости от сельджукского султана, что благоприятствовало не только проникновению тюркского элемента, но и упрочению мусульманской религии в табасаранских селениях.

Смену коренных языков тюркским языком исследователи относят к X-XIII вв.

19 Къазихан  
0
Средневековые источники, легенды и предания строительство Хучнинской крепости семи братьев и сестры связывают со строительством оборонительной горной стены. Она построена на небольшом выступе горы. Северная сторона площадки, на которой воздвигнута крепость, соединена с горным массивом широкой седловиной, остальные стороны ограничены крутыми склонами горы и каньонами речки и боковых ущелий.

Крепость в плане имеет форму неправильного прямоугольника длиной 28 м и шириной 6 м. Стены выложены из грубо обработанного камня на извести, толщина стен около 1,5 м., сохранившаяся высота 3-4 м. Вход в крепость через маленькую дверь, от которой сохранился проем. В стенах крепости имеется 5 башен четырехугольной формы, из них четыре на углах крепости и одна в середине южной стены. Под восточной стеной между двумя башнями устроен подземный ход. В стенах сохранились три ряда бойниц. На боковых обрывистых склонах долины в 0,5 км к востоку от крепости сохранились остатки оборонительной стены.

По мнению известного кавказоведа-археолога В.Г. Котовича, фундаменты крепости были заложены в раннем средневековье, в период строительства Дербентских стен и оборонительной Горной стены (Дагбары), Арабский автор ал-Масуди (X в.) писал, что Горная стена была протянута в глубь Табасарана.

По мнению Е.А. Пахомова и М.И.Артамонова, строительство Хучнинской крепости относится к раннему средневековью. Существует и другое мнение, согласно которому крепость была построена в XVIII в. Этого мнения придерживается С.О. Ханмагомедов.

Об этой крепости сложено много легенд и преданий. Согласно одному из них стены и крепость были разрушены татаро-монгольскими завоевателями. Так утверждают в своих трудах М.И. Исаков, И. Березин, Е.О.Пахомов, М.И.Артамонов, К.В.Тревер, С.О.Хан-Магомедов, М.Р. Гасанов и др.

В VII-VIII вв. табасараны, в том числе жители Хучни, боролись против арабских завоевателей. К этому времени Хучни было одним из крупных селений.

Упорное сопротивление жители Хучни оказали войскам, которыми командовали полководцы Салман, Джаррах, Мерван и др.

Как сообщает автор X века ат-Табари, арабский военачальник, захватив Дербент, с двухтысячным отрядом двинулся в Табасаран. Были разрушены многие табасаранские селения, в том числе и Хучни. Оттуда арабы увели 2000 пленных, 4000 голов лошадей, рогатого скота и овец, массу оружия и разного имущества. В завоеванных селах арабы создавали свою опору для армии и распространения ислама. Местная традиция связывает с завоеваниями арабов процесс возникновения феодальной верхушки в Хучни. Об этом сказано в известной во многих списках хронике «История Абу-Муслима».

Согласно хронике, потомки Абу-Муслима обосновались в Кубе, Ширване, Табасаране, Аварии, Кумухе, Кайтаге, Кубачи, Хучни, Цахуре, Шиназе, Джаре и Тала, т.е. расселились по всему Дагестану и части Северного Азербайджана.

Вот что сказано в хронике «Дербенд-намэ»: «Абу Муслим пошел на Табарсаран, весь его народ обратил в ислам. Правителем Табарсарана он назначил одного умеренного и набожного человека по имени Мухаммед Ма’ сум. Абу Муслим повелел, чтобы войско дербентское состояло из жителей Табарсарана, потому что Мухаммед Ма’сум был человеком доблестным и жаждущим войны за веру (гази). Кроме того, Абу Муслим назначил в Табарсаран двух ученых кадиев, чтобы Мухаммед Ма’сум находил решение в совете с ними, если случится какое-либо большое дело».

18 Къазихан  
0
Табасаранское майсумство —государственное образование, существовавшее на территории Дагестана.
Его правитель носил титул «майсум».

В 1239-1240 г. Монголо-Татары вторглись на территорию Дагестана, огнем и мечом они прошлись по Табасарану. В1395 году армия Тамерлана, вторгается на территорию Табасарана и побеждает тамошнего майсума. В начале XII в. вследствие феодальной раздробленности наблюдается процесс распада ранне-государственного образования Табасаран на множество относительно самостоятельных удельных владений. Часть из них в результате феодальных междуусобиц и внешней агрессии ослабевает и трансформируется в XIII - XIV вв. в союзы сельских общин. М.Р. Гасанов,обстоятельно изучив весь комплекс имеющихся источников, пришел к аргументированномувыводу, что в указанный период Табасаран представлял собой независимое от соседних владений политическое образование во главе с феодальными правителями.

Такой же позиции придерживался и Р.М. Магомедов, который писал: «Табасаранские майсумы сохранили свою власть и при Тимуре, но теперь майсумство было предоставлено само себе». В XV в. происходит объединение Табасарана в рамках единой государственности. После ухода Тамерлана, Майсумство усиливается. Табасаранское майсумство стало могущественным государством.
О могуществе Табасаранского майсумства свидетельствует следующее завещание аварского Андуник нуцала Булачнуцалу, датированное 1485 г.:Пожалуй, нет в истории дагестанских народов другого документа, который бы был столь превратно истолкован, как известный под названием «Завещание Андуника».

Написано оно «визирем кади Али-Мирзой из Анди во время собрания владетелей на Андийской горе в 890 году хиджры (1485 год)» и гласит следующее. «Завещание Андуника, сына Ибрагима,владетеля территории Авар, почтенного, великого, владетеля силы, побед и мощи,своему племяннику Булач-нуцалу, владетелю территории Авар, да направит всевышний его на верный путь. О мой племянник, возьми-ка ключи Авар в свои руки: …Затем обрати внимание на свидетельство наших почтенных предков о численности мужей в Дагестане. В нем 250 тысяч воинов, из них 60 тысяч табасаранского, 50 тысяч хайдакского,100 тысяч кумухского падишаха, 40 тысяч — нуцала, и они храбрее всех. Мой племянник, постарайся преодолеть эти границы и не уступи чужому даже пяди своей земли, если ты являешься владетелем, подобно твоим храбрым предкам.

17 Къазихан  
0
Государственность от Кавказской Албании

В IV веке до нашей эры двадцать шесть живших в междуречье Куры и Терека племен, одним из которых были таваспары, создали государство, именовавшееся Кавказской Албанией. Причем само слово «Албания» в трудах античных историков трактовалось и как «горная страна», и как «гора языков». Греческий историк Страбон свидетельствует, что ее храбрые воины успешно противостояли войскам римских полководцев, желавших покорить Кавказ – Лукуллу в 69-67гг. и Помпею в 66-65гг. до н.э. И все же в IV веке Албания прекратила свое существование.

И царства Табасаран

После ее распада таваспары, предки современных табасаранов, образовали самостоятельное государство Табасаран, которое, начиная с VII и до конца XII столетия, было известно как царство с единоличным властителем - царем. В разное время на его территорию вторгались кочевые племена гуннов и хазар, оно подвергалось набегам со стороны сасанидской Персии, а с середины VII века начинаются регулярные походы арабов под предводительством полководца Мервана, которые в 739 году, наконец, завершаются мирным договором. Процесс дробления государства на ряд самостоятельных территориальных единиц отражен в арабской книге XII столетия «Путешествие Абу-Хамида аль-Гарнати в Восточную и Центральную Европу», в которой сказано: «В странах Дербента Баб - Мин ал - Абваб имеется государство, называют его Табасаран. В нём - 24 волости, и в каждой есть главный начальник, подобный эмиру». В начале XIII века это независимое государство попадает под влияние татаро-монгольских орд, принесших его народу большие бедствия. С этого времени и до середины XV столетия сведений о нем в исторических источниках нет. Ученые полагают, что Табасаран больше не выступал на политической арене в качестве самостоятельной силы и что начало его политического упадка было положено именно монгольскими завоевателями. В XV веке табасаранцам пришлось столкнуться с государством сефевидов, они первые приняли удар шахских войск, причем их семидесятитысячное войско составляло треть всей дагестанской армии.

Через бекства
В XVII столетии Табасаран включал в себя весь нынешний Табасаранский район, а также часть Касумкентского и Хивского. На севере он граничил с Кайтагом, на юго-востоке - с Дербентом, на юго-западе - с Хивом и на юге - с Кюринским владением. Границы с Хивом и Кюрой проходили отчасти по реке Гюльгерычай. В середине этого века произошёл распад Табасарана на два феодальных владения - северное, управляемое кадием, и южное - подвластное майсуму. Кроме них здесь существовали союзы сельских общин (магалы), известные в литературе под названием Девек-Елеми, которые испытывали на себе сильное влияние феодалов. Майсумство и кадийство делились на более мелкие политические единицы - бекства, причем каждое бекство имело свой центр, а Девек - Елеми распадался на ряд союзов сельских обществ. С середины 1730-х годов в связи с походами Надир-шаха существовавшие политические и экономические русско-дагестанские отношения были значительно ослаблены. Однако в ходе борьбы с иранскими завоевателями отдельные союзы сельских обществ обращались к России с просьбой принять их под юрисдикцию империи. 21 июля 1806 года уцмий, кадий, майсум и другие феодалы Табасарана стали подданными Российского государства, а в октябре 1813-го состоялось присоединение всего Дагестана. И все же мир там не наступил: горцы воевали и против русского царя, и против местных владетелей.
К Табасаранскому району
Только в 1860 году мятежный Дагестан вошел в состав России под «военно-народным управлением», и в нем были образованы округа. Население Северного Табасарана вошло в состав Кайтаго-Табасаранского округа, а Южного - в Кюринский. Советская власть установилась на территории Дагестана весной 1920-го, а год спустя была образована Дагестанская автономная ССР в составе РСФСР. Деление на округа было упразднено, и появилась новая административная единица – район: из 16 округов образовали 26 районов. 16 апреля 1929 года считается днем появления Табасаранского района в его современных границах, с 1934 года его центром становится селение Хучни.
Составляющие успеха: сырье, красители, свободное время и талант
Табасаранское село Хучни, а также аулы Халаг и Аркит с давних времен были центрами ковроткачества. Ковер пришел с мусульманского Востока и в большинстве своем принадлежит культуре ислама, сурово запрещающего изображение людей и животных. Здесь, в Дагестане, распространению художественного ткачества способствовало несколько факторов: наличие сырья – овечья шерсть, натуральных красителей, свободного времени у женщин, мужья которых почти все время воевали или охотились, а также талант народа.

16 Къазихан  
0
Происходящий из табасаранского языка этноним табар-сар-аран -(хозяин горных вершин и прибрежных равнин) первоначально обозначал всех жителей Кайтаго-Табасаранского округа и части Кюринского округа (включая дербентских азербайджанцев, татов, часть лезгин), затем он стал названием только табасаран как самого многочисленного народа этого района. Долгое время этот этноним употреблялся табасаранами в общении со своими иноязычными соседями. Ещё в 1930-е годы, по данным А. Н. Генко, «табасаранский язык почти никогда местными жителями в бытовом обиходе табасаранским не назывался», а «термин „табасаран“ (варианты произношения — таппасаран, таппарасан) был ограничен сферой административного и книжно-литературного употребления». Часто табасаранский язык местным населением именуется «ихь чlал», что переводится как «наша речь».

15 Къазихан  
0
"Надир совершил роковую ошибку: он преступил дербентскую стену и ступил в Дагестан. Первый же шаг в горы Табасарана был грозным предупреждением: несмотря на то, что силы Повелителя мира и табасаранов никак нельзя было соразмерить, кровавая битва, в которой никто не мог одержать верх, продолжалась три дня, и сам Надир-шах только поражался «мужеству и жажде к победе» первого же повстречавшегося на его пути горского народа.

Через несколько дней табасараны вновь подстерегли войско шаха и, укрепившись на вершинах гор, так осыпали его стрелами, что за два часа восемнадцать тысяч воинов покинули этот беспокойный мир, и армия вынуждена была отступить.

Узнав об этом, Надир-шах пришел в такую ярость, что велел сбросить с горы командующего армией и еще четырех пятисотников..."

©Голованов В.Я, "Каспийская книга. Приглашение к путешествию."

14 Къазихан  
0
Не следует путать с Табаристаном — историческим регионом на южном побережье Каспийского моря.

П. К. Услар утверждает, что Табасаран — название не кавказское, «всего вероятно, ему можно приписать иранское происхождение»[3].

Так как большая часть жителей Табасарана переселена сюда Ануширваном из Табаристана и Исфахана, то название Табасаран могло произойти от Табаристана[4]. Однако эта версия не заслуживает доверия, так как Ануширван правил Ираном в середине VI века, тогда как уже в V веке армянский историк Егише упоминает о «корпусе Таваспарана гор и равнин». В другом месте Егише передает, что персидский царь Йездигерд II (438—457) однажды приказал своему военачальнику Мушкану идти с войском «в области аланов, Линника, джегбов, еджматаков, таваспаранов и хибиованов и, наконец, во все места укрепленные, которые гунны опустошили вследствие союза своего с войсками Армении».[5]

О племени таваспаров, как одном из 26 племён Кавказской Албании, также сообщал греческий историк и географ Страбон.[6] Племя таваспаров (табасаранов) также упоминается, как одно из племён, населявших г. Дербент (Чола) в VIII веке н. э.[7]

Советский историк и искусствовед, член-корреспондент АН СССР К. В. Тревер также полагала, что таваспары, хечматаки, гугары, глуары, гаты были кавказским этносом[7].

1-10 11-20 21-23
Имя *:
Email *:
Код *: